Реклама. Поп-арт. 
 Повтор! 
 часть первая



PopArtIllustrationK&H1.jpg

Поп-арт
Реклама и Поп-арт неразрывно связаны.
Реклама и масс-медиа дали начало этому течению в авангардном искусстве

Откуда взялся термин “Поп-арт”?
Английское слово, обозначающее народ как массу, — “populace”, т.е. “население”. Таким образом, понятие “popular” (популярный) уходит корнями в традиции и привычки народа. Это то, что любят широкие слои населения. Скорее всего отсюда и происходит название “Поп-арт”

“Откуда взялся термин “Поп-арт”? Кто первый его использовал? Я думаю, он от Аллоуэя” — ИПАТ*
Британскому критику Лоуренсу Аллоуэю (Lawrence Alloway) действительно приписывают создание термина “Поп-арт”. В антологии Поп-арта 1966 года тот пишет: “Термин “Поп-арт” приписывают мне, но я не знаю точно, когда он был впервые использован. . . Более того, то, что я имел в виду тогда, не соответствует тому, что имеется в виду сейчас. Я использовал этот термин, а также “Поп-культура”, для обозначения продуктов средств массовой информации, а не произведений искусства, основанных на популярной культуре. В любом случае, где-то между зимой 1954/5 и 1957 года эта фраза стала широко использоваться в разговорах, в связи с совместной работой и дискуссиями членов “Независимой группы”.”
(“Развитие британского Поп-арта”, Нью-Йорк, 1966)

Что такое Поп?
Растущая коммерциализация, пронизывающая социальную реальность, девальвировала такие ценности как “хорошее, правдивое и красивое” до уровня бессмысленной шелухи. “Правила игры” цивилизации придали очертания представлениям о людях и вещах, о природе и технологиях

Поп — это броское слово.
Он бодр, ироничен, критично настроен. Не лезет в карман за словом, быстро реагирует на лейтмотивы средств массовой информации, творящих своими нарративами (черти что) историю, формирующих собственной эстетикой образ эпохи и чьи клишированные “модели” определяют поведение публики

Поп был рожден в капиталистическом индустриальном обществе. Поп-арт — это визуальная сейсмограмма достижений этого общества в промышленности и моде. При этом он отражает абсурдность таких достижений. Поп-арт исследует пределы прочности общества, опирающегося на средства массовой информации и, вместе с тем, трещащего по швам.
Поп-арт расцветает в больших городах

Темы, затрагиваемые Поп-артом, уходят корнями в повседневную жизнь. Они воспроизводят современную реальность, провоцируют спорную реакцию и отражают культурные изменения в социуме

Художники Поп-арта избегают персонализированной точки зрения, заменяя ее обезличенной реакцией на происходящее вокруг. А для воспроизведения субъективного психосоматического настроения они используют объективные отражения случайной реальности, воспринимаемые авторами в качестве символов жизни — такой, какой она есть.
В том виде, как она течет, и как ее проживают люди

Количество подменяет качество в эпоху массового производства и массовой коммуникации. Консюмеризм — это пассивная форма приобретательства и пример нетворческого подхода к жизни. Он — суррогат творческого потенциала человеческого самовыражения. Стандартизированное производство и поведенческий конформизм взращивают бездумное следование единообразным предметам и образам

Стереотипы рулят
“Мифы повседневной жизни”, всплывающие на поверхность потребительской культуры, двойственны: с одной стороны они выражают оптимизм относительно перспектив созидания, но с другой — свидетельствуют о (в некотором роде) синдроме общего упадка. Описывают веру в прогресс и в то же время сигнализируют о надвигающейся катастрофе. Мифы вмещают в себя как мечты, так и трагедии. Как роскошь, так и бедность. Глобальная доступность потребительских товаров обернулась проблемой утилизации “выброшенного на свалку” общества, где желания и судьбы отдельных людей растворяются в общей обывательской массе

Индустрия масс медиа систематически эксплуатирует и массово воспроизводит стереотипные ожидания и нереализованные фантазии

В современном мире дизайн — в широком смысле слова — играет важную роль. Начиная с человеческого инжиниринга, заканчивая социальной инженерией. В прикладном плане это: дизайн потребительских товаров, дизайн автомобилей, дизайн мебели, промышленный дизайн, графический дизайн, веб-дизайн, архитектурный дизайн, дизайн интерьеров, UX/UI дизайн, художественный дизайн, игровой дизайн, дизайн упаковки, медиа дизайн и дизайн одежды. Многочисленные отрасли бизнеса ветвятся, порождая свои собственные “людские типажи” в соответствии со вкусами и нормами, диктуемыми спросом. Так появляются рекламные стереотипы, разработанные в тесном сотрудничестве с отделами маркетинга, статистическими исследованиями и поведенческой наукой.
Эти “стандартизированные персонажи” затем изображаются в моменты демонстрации своего отношения к определенным аксессуарам и вещам. Предположительно, они эти вещи любят. Стереотипные типажи наносят макияж, пользуются туалетной водой, причесываются, читают, водят автомобиль, едят, пьют и путешествуют в окружении предпочитаемых объектов

В сущности, их показывают такими, какие они и есть на самом деле. Людьми, управляемыми извне. Потребителями, попавшими в имидж-зависимую паутину идеально функционирующей, интегрированной системы торговых марок

Средства массовой информации и искусство
“The medium is the message” — Маршалл Маклюэн (Marshall McLuhan)
То есть само средство передачи информации оказывает влияние на то, как сообщение воспринимается и воспринимается ли вообще, вне зависимости от содержания. Маклюэн утверждал, что различные медиа формируют наши представления о мире, наше восприятие событий и наше мышление. Каждый тип медиа имеет свои уникальные свойства, которые воздействуют на способ, которым люди воспринимают информацию. Медиа являются не просто нейтральными каналами для передачи данных, а активным фактором, который определяет человеческий опыт и восприятие мира

Концепция “Средства массовой информации” относится к отраслям, производящим развлечения, потребительские товары, данные и сознание. СМИ не только транслируют сообщения, являясь рассадником и движком коммуникации, но еще являются темами сами по себе, самоцелью. Средства массовой информации интересуют прежде всего они сами.
Они — ключ ко всем коммуникациям в обществе. Они — двигатель культуры. Без них ничего не функционирует. Они заменяют самобытное творчество заранее отрепетированными “изделиями”. Обесценивают созданные людьми искусство и культуру. Потому что у обывателей нет возможности конкурировать с потенциалом, стоящим на вооружении СМИ

“Успешность” средств массовой информации (исторически и экономически), обусловлена разработкой технологий и стратегий, позволяющих отделять людей от коренной культуры и делать зависимыми от искусно упакованного и привлекательного источника новостей.
Историческая миссия средств массовой информации заключалась в программе всеобщего перевоспитания, призванной поглубже проникнуть в жизнь народных масс и распространиться как можно шире

СМИ дают зрителю полностью сформированную картину мира и портреты людей, населяющих его. Потребитель видит себя и других глазами масс медиа. Он воспринимает мир опосредованно, в форме постановочных иллюстраций. Картины, которые он видит, реалистичны, поэтому он верит, что они реальны

“Заслуга” средств массовой информации заключается в том, что они дают каждому человеку возможность почувствовать, что к нему обращаются лично. Они снижают восприятие людей до одного и того же уровня, скрытно адаптируя их сознание к продуктам, которыми они торгуют. Несмотря на свои гигантские масштабы и сложность как системы, средства массовой информации передают свои “сообщения” в дома людей просто и с уверенно. Таким образом, конфликты между индивидуальностью и массовым обществом кажутся нейтрализованными

Вообще, средства массовой информации ориентированы на прогресс. Однако образы людей, создаваемые ими, регрессивные. При этом конвейерный принцип работы в сочетании с идеологией прогресса делает СМИ невероятно эффективными

Поп-арт наглядно продемонстрировал: средства массовой информации впихнули сложное восприятие мира в “одномерную смирительную рубашку”. А “бодрящие” свойства и развлекательная ценность СМИ — это результат профессиональной стилизация новостного нарратива. Именно такой расклад стал объектом экспериментов участников Поп-арт тусовки

Машина массовых коммуникаций создает новые истины и новые реальности?
Поп-арт непременно встрянет в этот процесс. Его жизненная сила будет подпитываться средствами массовой информации. (И он даже признается им в любви!!)

Поп-арт противопоставит могуществу СМИ собственные творческие силы и дерзкую позицию личности по отношению к массовому обществу. В своих картинах и скульптурах поп-художники покажут, что средства массовой информации стали зловещей и неизбежной реальностью, которая радикально меняет наше сознание и наше восприятие, наше понимание ценностей и наше отношение к словам и к самим себе

Сосуществование со СМИ
В один прекрасный момент искусство начало интересоваться примитивными аспектам индустрии потребительских товаров и развлечений. Сосуществование со средствами массовой информации научило художников использовать “очарование” розничных продуктов и образов в своих целях. Это радикально изменило отношения между обществом и СМИ, а также между публикой и творчеством

Уровни смыслов, транслируемые банальными образами, изменили культурную пирамиду. “Высокое” искусство, создаваемое художниками, утратило в этом контексте свою привычную функцию. Коммерческая выгода и средства массовой информации освободили искусство от ответственности за красоту окружающего мира

“Ну, это участие в том, что я считаю наиболее наглыми и угрожающими характеристиками нашей культуры, вещами, которые мы ненавидим, но которые в то же время мощно на нас воздействуют… Вокруг нас — окружающий мир. Он интерпретирует происходящее не как хорошее или плохое. Просто другое. Потому что у него иное умонастроение” — Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein)

Самоидентификация художника с обществом масс медиа была одной из существенных характеристик Поп-арта. Художники не пытались скрыть тот факт, что их критическая позиция по отношению к обществу массового потребления “шла рука об руку” с выраженной симпатией к популярным клише повседневной жизни

Разнообразие и универсальная доступность “сообщений”, транслируемых средствами массовой информации, стали для графиков, живописцев и скульпторов неисчерпаемым источником вдохновения. Поп-арт сделал противоречия между коммерческим товаром и реальностью прозрачными

Содержание художникам казалось второстепенным. Их очаровывала выразительность самого языка, само средство передачи информации и само “послание”.
(The medium is the message)

Большинство не любит Поп-арт
(Здесь будем честными сами с собой — большинство людей не любит и рекламу. Поэтому рекламщики исторически и идеологически вроде бы как на одной стороне с Поп-артом)

Поп-арт повлиял на рекламу, дизайн и индустрию безделушек (всякой ерунды). Неудивительно что позже те отзеркалили его внешний вид и вернули Поп-арт в повседневную жизнь в виде жалкого вторичного мусора, производимого паразитической индустрией массовых коммуникаций

Последующая коммерческая эксплуатация Поп-арта была логическим следствием того факта, что настал момент, когда это искусство стало служить именно тем самым коммерческим интересам, от которых оно первоначально открещивалось

Но еще задолго до этого в адрес Поп-арта звучали нелестные отзывы:

“Энди, я знаю много людей, которые думают, что в твоей студии гламурно, но для меня это просто… мрачно. Твое искусство отчасти основано на подглядывании за примитивными сторонами жизни, что, конечно, вполне законно — тебе всегда нравилось причудливое и своеобразное, а также люди в их самых грубых и неприкрытых проявлениях — но меня это не увлекает. Я не хочу это видеть…” — ИПАТ*

“Поп-арт — это не что иное, как отвратительная графика. Если бы эти кошмарные работы были бы хорошо нарисованы, люди поняли бы, с чем имеют дело. Но общественность не может в этом разобраться, так как изображения уродливые, кричащие и банальные. Это не искусство. Это просто плохой графический дизайн, который люди отчаянно пытаются наполнить каким-то смыслом. Весь Поп-арт — это графика и панно, чрезмерно проанализированные кучкой придурков. И в результате все сводится к тому, что обыватели смотрят на ценники в галереях и покупают настолько плохую графику, насколько они богаты” — ИПАТ*

Какой он, Поп-арт?
(Инсайдеры тусовки о феномене Поп-арта в Нью-Йорке)
“Поп-арт взял то, что внутри и вывернул наружу. Взял внешнее и поместил внутрь. Поп-художники создавали образы, которые любой, прогуливаясь по Бродвею, мог узнать за долю секунды — комиксы, столы для пикника, мужские брюки, знаменитости, занавески для душа, холодильники, бутылки из-под Кока-колы — все те великие современные вещи, которые абстрактные экспрессионисты старались не замечать принципиально”
(представители Поп-арта постоянно подкалывали абстрактных экспрессионистов, считая тех слишком брутальными и чрезмерно серьезно относящимися к себе и к жизни)

(Из воспоминаний Уорхола о первой поездке на микроавтобусе на Западное побережье)
“Чем дальше мы углублялись на Запад, тем больше все вдоль шоссе выглядело в Поп-стиле.
Внезапно мы все ощутили себя избранными посвященными. Потому что, хотя Поп был повсюду — в этом-то и дело, большинство людей все равно воспринимали его как нечто само собой разумеющееся, в то время как мы были им ослеплены — для нас это было новое Искусство. Как только вы “врубитесь” в Поп, вы даже на дорожный знак на сможете взглянуть по-старому. И как только вы подумаете о Поп-арте, вы никогда больше не увидите Америку прежней. В тот момент, когда вы приклеиваете на что-то этикетку, вы делаете шаг. Я имею в виду, что вы никогда больше не сможете вернуться к тому, чтобы увидеть это без наклеенной этикетки”

“Поп приходит извне, поэтому никто не должен задаваться вопросом “А что бы такого мне нарисовать?” Вместо этого открываешь любой журнал или газету и берешь идеи оттуда” — ИПАТ*

“Поп-арт про то, чтобы любить вещи. А любить вещи — значит вести себя как машина. Потому что ты каждый раз делаешь одно и то же. Ты делаешь одно и то же снова и снова” — ИПАТ*

Поп дает людям понять, что сама публика является тем, что происходит, и что обывателю не обязательно читать книгу или быть частью культуры — все, что ему нужно сделать, это купить ее (или пластинку, или телевизор, или билет в кино, или все, что угодно)

“Поп-арт — это наше общество. Это то, кто мы есть. Он абсолютно красивый и голый. . . Поп — это не шутка” — ИПАТ*

Люди очарованы Поп-артом, потому что это гламурное медиа-событие. Это “то, что происходит”

“Это очень Поп — идти путем наименьшего сопротивления. Когда все держится на удаче (на соплях) и выглядит сногсшибательно. Тебе даже не нужно ничего говорить, ты просто молча делаешь возмутительные вещи” — ИПАТ*

Чем дольше вы смотрите на одну и ту же вещь, тем более прозрачным становится ее смысл. И чем явственнее он пропадает, тем лучше и легче вы себя чувствуете. Поэтому иногда может показаться, что в стилистике Поп-арт есть что-то непонятное и меланхоличное. Она будто излучает завораживающее спокойствие. (Но это точно)

На самом деле Поп-арт:
Популярный, недолговечный, дешевый, массового производства, молодой, остроумный, сексуальный, каверзный, гламурный и Большой Бизнес. Причудливый, элегантный, странный. Переливающийся и перламутровый — как вещи, блестящие в ночи. Великолепный, золотой. И с серебром, как основой нарциссизма (задняя поверхность зеркального стекла покрыта серебром)

“Они супер-пасторальные! Они нелепые! Они яркие и вульгарные! Топорно! Непристойно!” — критика о “Коровах” Уорхола

*Инсайдер Поп-арт тусовки

Конец первой части
(Во 2 части можно прочитать про: отношение художников Поп-арта к собственным работам и к себе, анекдоты из жизни Поп-арт тусовки, провокационные Поп-высказывания, особенности маркетинга эпохи постмодернизма, разрушение реальности, Башню из слоновой кости и как Поп-арт влияет на современную рекламу)

Закрыть