Во 2 части статьи можно прочитать о музыкальных и спортивных трендах 2024-25 среди российского поколения Z. Узнать о музыкальных гибридах, велосипедной культуре и цифровых кочевниках. Понять меняющийся расклад сил между развлекательными и интеллектуальными медиа. Познакомиться с лоу-фай, ретроиндустрией и самостоятельным продюсированием. И наконец — задуматься о восстании против цифрового мира
ТРЕНДЫ СТРИТ-АРТА 2024-25
ТВОРЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО УЛИЦЫ
Для современной российской молодёжи 19-20 лет городские улицы — это творческое пространство, где идею можно донести до широкой аудитории. Сегодня стрит-арт является мощным инструментом самовыражения и социальной коммуникации. Отдельные молодые художники и целые креативные группы используют городскую среду не только для создания произведений, но ещё для диалога с обществом на актуальные культурные и социальные темы
Свобода самовыражения
На улицах отсутствуют жёсткие рамки и ограничения, характерные для галерей или государственных (художественных) учреждений. Под открытым небом нет родителей, учителей и прочих моралистов. Зумеры могут свободно экспериментировать с формой, цветом и содержанием, создавая как “протестные” работы, так и эстетически привлекательные произведения, становящиеся частью городской культуры. Это позволяет уличному искусству сохранять особый дух свободы и независимости, нравящийся поколению Z
Тебе есть что сказать? — Марш на улицу!
Молодёжь использует стены, здания, тротуары и общественные пространства в качестве платформы для выражения собственных мыслей и идей. Актуальные сюжеты обретают форму в граффити, муралах и инсталляциях. Интеграция в повседневную жизнь города даёт художникам возможность доносить свои послания до широкого круга зрителей
Гибкость и адаптивность
Городские улицы дают молодым художникам возможность быстро реагировать на события или тренды. Стрит-арт способен спонтанно появляться и так же стремительно исчезать, создавая уникальный стереоэффект: Эфемерность + Злободневность. Подобная адаптивность позволяет поколению Z быть актуальными, а их творчеству — динамичным и отражающим дух времени (Zeitgeist)
Катализирующая роль социальных сетей
Для российской молодёжи уличное искусство уже не ограничивается физическим пространством стен и тротуаров. Сегодня художники активно распространяют свои работы в социальных сетях. Это привлекает более масштабную аудиторию, чем одинокие прохожие под дождём. Платформы типа Instagram* и TikTok помогают поколению Z делать стрит арт вирусным и вызывать реакцию на их произведения по всему миру. И за счёт этого они получают (глобальные) признание и поддержку
Вовлечение через интерактивность
Важной чертой современного уличного искусства является взаимодействие с аудиторией. Молодые художники создают работы, побуждающие прохожих участвовать в совместных актах творения. Это могут быть настенные рисунки с интеграцией объектов городской среды и требующие интеракции инсталляции. Или, например, элементы дополненной реальности (Augmented Reality), оживающие при помощи смартфонов. Всё это позволяет создавать уникальный опыт восприятия искусства, вовлекая зрителей в креативный стрит-арт процесс
Прогноз на 2025 год — социальная направленность
В 2025 году можно ожидать усиления тренда на использование уличного искусства как платформы для социальных инициатив. Молодёжь будет раскрывать актуальные общественные темы на визуальных уличных носителях. Стрит-арт станет ещё более заметной частью общественного дискурса — особенно в контексте развития социума как такового
НОВЫЙ СТРИТ-АРТ
Сегодня российский стрит-арт получил доступ к новым выразительным средствам, использующим передовые технологии + дающим расширенные возможности для взаимодействия с аудиторией. Современные технологии позволяют художникам выйти за рамки традиционных баллончиков и трафаретов. Появившиеся ноу-хау — идеальная питательная среда для экспериментов как с формой, так и с содержанием. А ещё — возможность создавать интерактивный стрит-арт, адаптированный к окружающему пространству
LED-инсталляции и световые объекты
Использование светодиодов (LED throwies/других световых модулей) стало популярным среди молодых художников, желающих создать динамичные и легко адаптируемые работы, видимые ночью. Световые инсталляции могут быть как статичными, так и движущимися, а ещё их можно комбинировать с традиционными граффити для усиления визуального эффекта. Светодиоды нередко применяются в местах/на объектах, где не всегда возможно создать долговременные произведения, поскольку инсталляции с их включением легко демонтируются и перемещаются. Скажем честно, данный художественный приём нередко используются контркультурными бунтарями. Но наши российские зумеры — другое дело. Они хорошие, правильные
Проекционное искусство и лазерные граффити
Проекционные установки стали важным элементом уличного искусства. Они позволяют помещать крупные изображения/анимацию/видео на стены зданий и другие поверхности без необходимости их физически окрашивать. Это когда требуется спроецировать что-нибудь красивое (и под музыку) на здание Большого театра, к примеру. Идеально для фестивалей Света, Дней города, всего такого.
Лазерные граффити (L.A.S.E.R. Tag) — совсем другое дело. Это “оружие массового осквернения”, если пользоваться словами уличных художников. Такое устройство можно рассматривать как продолжение традиции “теггинга” (tagging). Заменив краску-спрей лазерной указкой + проектором + кое-каким софтом, всякие разные ренегатские теги можно (очень-очень-очень) крупно написать на фасадах городских пространств в реальном времени. Конечно, есть вариант черкнуть что-нибудь позитивное, но это будет не так интересно. Погуглите, поймёте о чём речь.
Такие работы, разумеется, исчезают сразу после выключения оборудования. Но согласитесь — как много произведений (и не только современного) “искусства”, которые иногда хочется просто взять и выключить. Ну типа развидеть. Так вот, способность быть выключенным делает L.A.S.E.R. Tag идеально подходящими для экспериментальных и перформативных форматов стрит-арта. И для (масштабного) хулиганства тоже
Электрические граффити и электролюминесцентные материалы
Электрические граффити — технология, использующая электролюминесцентные панели и специальные краски, светящиеся при подаче тока. Подобная штука позволяет создавать рисунки и надписи, светящиеся в темноте и добавляющие стрит-арту эффект “магии и футуризма”. Молодые художники используют такие материалы для создания “живых” граффити, взаимодействующих со зрителем, и выглядящих особенно эффектными ночью. Технология эта довольно замороченная в применении, поэтому широкого распространения пока не получила
Фризлайт
Фризлайт/световая графика (freezelight/light painting) — техника создания рисунков с помощью света в длительной экспозиции. Такой приём позволяет запечатлеть световые следы в виде абстрактных или осмысленных изображений. Хотя это искусство сложно закрепить физически на улицах, оно становится популярным среди уличных художников, публикующих результаты своих экспериментов в социальных сетях. Фризлайт позволяет создавать динамичные и живые световые “картинки,” воспринимаемые частью уличного искусства, даже если те физически не нанесены на стену или асфальт
Сенсорные и интерактивные панели
Сенсорные панели, реагирующие на прикосновение или движение, становятся новыми инструментами уличного искусства. Такие панели можно размещать в общественных местах, позволяя зрителям напрямую взаимодействовать с произведением. При контакте эти устройства могут менять цвет и форму изображения
Дополненная реальность
Технологии дополненной реальности (Augmented Reality/AR) позволяют художникам поколения социальных сетей создавать работы, видимые через специальное приложение на смартфоне/другом гаджете. Применяя AR, творческие команды могут размещать цифровые слои поверх граффити или муралов, добавляя движения, текст или изображения. Это позволяет значительно расширить возможности классического уличного искусства, превращая статичные объекты в интерактивные произведения. С помощью AR молодые художники могут реализовывать идеи, которые сложно воплотить в традиционных форматах
Биограффити и эко- материалы
Поколение Z начали использовать мох и другие живые растительные элементы в качестве натуральных изобразительных средств для создания экологически позитивных граффити, так называемых биограффити. В процессе создания творческие работы не требуют применения химических красок и хорошо интегрируются в городскую среду. Моховые граффити со временем подрастают, изменяя внешний вид и адаптируясь к окружающей среде. Этот метод популярен среди молодых художников, интересующихся экологическими темами
Звуковые инсталляции
Сегодня звуковые инсталляции с использованием динамиков или сенсоров, реагирующих на движение, становятся элементом уличного искусства. Это может быть скрытая звуковая техника, срабатывающая при приближении человека (или чего-то/кого-то ещё). В этот момент — нежданно-негаданно — пешеход получает интерактивное музыкальное или звуковое сопровождение прогулке. Надеемся, в его музыкальном вкусе. Устройство делает зрителя (без спроса) частью звукового стрит-арт перформанса. Это необычно, и повышает (если тот не в наушниках) вовлеченность зрителя. А значит — добавляет оригинальности всему происходящему в городской среде
Прогноз на 2025 год — больше взаимодействия
Уличное искусство, вероятно, будет ещё сильнее связано с интерактивными и сенсорными технологиями, позволяющими зрителям взаимодействовать с произведениями стрит-арта. Такие работы станут набирать популярность в общественных пространствах, добавляя городской среде элементы игры и непредсказуемости. А то действительно — как-то скучно мы живём
Прогноз на 2025 год — больше зелени
С ростом интереса к экологии можно ожидать расширения использования биограффити и других экологически позитивных материалов. Это сделает уличное искусство не только эстетически привлекательным, но и этически корректным, что важно для поколения Z
Прогноз на 2025 год — AR- и VR-технологии
Технологии дополненной и виртуальной реальности продолжат проникать в уличное искусство, превращая городские пространства в креативные лаборатории, доступные для посещения с помощью мобильных устройств. Это позволит молодым уличным художникам создавать “невидимые” произведения искусства, которые зрители смогут рассматривать, используя приложения и устройства дополненной реальности
ТРЕНДЫ СТИЛЯ И МОДЫ 2024-25
ЧТО В МОДЕ, КТО НА СТИЛЕ
Сегодня российской молодёжи 19-20 лет нравится сочетание индивидуальности с ностальгическими элементами. С оттенками глобальных и цифровых тенденций. Модные тренды у зумеров отражают баланс между самовыражением и практичностью — с акцентом на гибридные стили (для плавного переключения между различными социальными контекстами). Эстетика “нового минимализма” и возвращение ретротрендов сопровождаются интересом к осознанному потреблению и виртуальным коллекциям
Новый минимализм и функциональность
Поколение Z сейчас ориентированы на сочетание минималистического дизайна с функциональными элементами. Популярны вещи с чёткими линиями, нейтральными оттенками и отсутствием лишних декоративных деталей. Это придаёт образу сдержанность и элегантность. Важным преимуществом лаконичности является практичность — одежда (настоящего зумера) должна быть удобной, многослойной и подходящей для разных случаев
Возрождение ретростилей
Ностальгия по моде 90-х и 2000-х годов продолжает быть в тренде. Поколение социальных сетей активно обращаются к образам прошлых десятилетий, адаптируя их под современный контекст. Широкие джинсы, карго-штаны, укороченные топы, массивные кроссовки и спортивные куртки в стиле ретро обретают вторую жизнь, наполняя гардеробы современными интерпретациями культовых предметов одежды
Гендерный нейтралитет
Всё более популярной становится гендерно нейтральная одежда, размывающая границы между мужским и женским стилем. Зумеры сейчас носят широкие силуэты, мешковатые вещи и (в целом) собирают себе унисекс образы. Этот тренд отражает (среди прочих “оригинальных” интересов зумеров) стремление к равенству и свободе от гендерных норм, что делает его популярным среди дизайнеров, разрабатывающих коллекции для поколения Z
Смешение субкультурных элементов
Зумеры черпают вдохновение из субкультурных стилей — панка, гранжа, хип-хопа, готики и даже академической эстетики. Вот, например, стиль“Dark Academia” — помимо прочего — характеризуется асимметричными формами, использованием цепей, патчей, нашивок и крупных аксессуаров. Так как это “Тёмная академия”, тренд подразумевает наличие стилизованной символики и всяких околоучебных логотипов, отражающих взгляды и интересы владельца наряда. Всё почти как в настоящем Хогвартсе. Когда всё вышеперечисленное смешивается, в результате получается сложный и многослойный образ, сочетающий элементы различных субкультур
Натуральность и осознанное потребление
Поколение Z предпочитает покупать вещи, произведённые из “зелёных” материалов — таких как органический хлопок, переработанные ткани и натуральные волокна. Осознанное потребление также выражается в выборе одежды от местных дизайнеров и выстраивании приоритетов в пользу “медленных брендов”, выпускающих ограниченные коллекции. Данный тренд подчёркивает заботу об экологии и противостоит идее “быстрой моды”, отдавая предпочтение качеству и долговечности. Хорошо, когда можно быть этически корректным и не смотреть на ценник
Цифровые коллекции виртуальной моды
Появление виртуальных показов на платформах типа Instagram и TikTok меняет восприятие моды среди зумеров. А ещё начинают привлекать внимание коллекции, доступные исключительно в онлайн пространстве. Например, цифровая одежда, предназначенная для создания контента в социальных сетях. В следующей главе мы коснёмся этого подробнее
Прогноз на 2025 год — укрепление тренда на “зелёную” моду
С развитием экологического сознания, поколение Z будут активнее выбирать вещи с минимальным углеродным следом, сделанные из переработанных и биоразлагаемых материалов. Можно ожидать усиления интереса к брендам, акцентирующим внимание на социальной и экологической ответственности
Прогноз на 2025 год — “умная” одежда
По мере развития технологий, “умная” одежда может стать ещё более востребованной. Ожидается, что умные ткани и аксессуары с элементами дополненной реальности и светодиодными вставками привлекут внимание молодых людей, интересующихся интеграцией моды с высокими технологиями
Прогноз на 2025 год — капсулы и минимализм
Мотивированные трендом осознанного потребления, будут популярны капсульные гардеробы и минимализм. Зумеры предпочтут покупать универсальные вещи — легко комбинируемые и долговечные — в соответствии с (ленинским) принципом “лучше меньше, да лучше”
Прогноз на 2025 год — цифровая мода и виртуальные коллекции
Виртуальная мода будет продолжать развиваться в качестве самостоятельного направления. Поколение Z, активно использующие социальные медиа, будут покупать себе цифровую одежду для создания эксклюзивных образов в виртуальной среде. Это позволит зумерам проявлять индивидуальность (в цифровом пространстве), не прибегая к физическим покупкам
Прогноз на 2025 год — смешение традиционного и субкультурного
Продолжит развиваться тренд на стилистическое смешение и многослойность — позволяющие поколению Z создавать уникальные образы с элементами разных культурных кодов. Стиль будет становиться всё более гибким и легко адаптируемым к различным социальным ситуациям, отражая многогранность личности владельца образа
ДЕБЮТЫ 2024
2024 год дал стилю и моде российской молодёжи 19-20 лет несколько интересных тенденций. В их основе — сочетание технологичности и осознанного подхода к одежде. Такие вводные стали реакцией на социальные и культурные изменения, технические новшества и растущее внимание поколения Z к личному самовыражению
Цифровая мода и дополненная реальность (AR)
Одной из заметных особенностей 2024 года стала цифровая мода. Сегодня зумеры всё чаще экспериментирует с одеждой, существующей исключительно в виртуальной среде. Виртуальные вещи — созданные специально под фотографии и публикации в социальных сетях — стали очень востребованными и даже приобрели статус полноценного модного тренда. Эта остроумная выдумка позволяет поколению Z минимизировать потребление физических товаров, а также оперировать образами, которые нельзя (ну или сильно хлопотно) создать в реальности. Что касается технологий дополненной реальности (Augmented Reality), те помогают молодёжи добавлять в свой стиль оригинальные интерактивные элементы и презентовать собственные коллекции в социальных сетях на совершенно ином уровне. А что, очень круто
Классический крой с элементами авангарда
В 2024 году брожение модных умов вытолкнуло на поверхность интерес к необычным сочетаниям классических силуэтов и смелых дизайнерских решений. Элегантность и простота комбинаций рубашек, тренчей и брюк с чёткими линиями сегодня в топе. Классические элементы сейчас стали дополнять авангардными акцентами — асимметричными вырезами, объёмными деталями, необычными текстурами и принтами — тем самым позволяя молодёжи создавать зумерские образы с элементами креативности, выделяющимися из общей массы остальных поколений
Гиперфункциональность
2024 год раскрутил тему одежды с функциональными элементами, характерными для туристического или спортивного снаряжения. Подобные вещи изобилуют множеством карманов, съёмных деталей, регулируемых застёжек и ремней. Гиперфункциональность выражает стремление к удобству и практичности и вписывается в образ жизни тех, кто активно путешествует, занимается спортом и ценит мобильность. А в карманы можно рассовать уйму гаджетов, чтобы всегда оставаться на связи
Зелёный креатив — перешив и реконструкция
Вдохновлённые идеей осознанного потребления, российские зумеры в 2024 году активно практикуют “перешив” — модификацию старой одежды в новую. Вещи из секонд-хендов или винтажные предметы подвергаются реконструкции, получая новый дизайн. Эта практика стала настоящим искусством — поколение Z создают уникальные образы, где каждое изделие — это индивидуальный проект. Перешив и модификация позволяют молодёжи не только выглядеть уникально, но также транслировать собственные этические принципы остальным поколениям
Миллениал-панк и постгранж
2024 год ознаменовался всплеском интереса к субкультурным стилям миллениал-панк и постгранж — представляющим собой переосмысленный подход к эстетике 90-х и начала 2000-х. Сегодня поколение Z с энтузиазмом примеряют грубые текстуры, многослойность, цепи, кожаные аксессуары и тяжёлые ботинки. А лакирует всё это элементами уличного и повседневного стиля. Такой “гибридный” подход позволяет совмещать дерзкий, независимый образ с функциональными и практичными деталями
Высококачественный минимализм
В 2024 году стало заметным стремление к качеству — зумеры носят лаконичные образы из высококачественных тканей — льна, шерсти и переработанного хлопка. В этом смысле акцент на “тихую роскошь” и натуральные материалы приятно удивляет, так как многие представители поколения социальных сетей предпочитают иметь меньший гардероб, зато собранный исключительно из комфортных вещей, долго сохраняющих первозданный вид. Данный тренд поддерживает идею “умного” потребления и подчёркивает независимость от быстрой моды, что — как считают многие — позволяет молодёжи выражать собственный статус и вкус
Аксессуары с элементами DIY
Мода 2024 года удивила возвращением DIY-культуры. Большим успехом пользуются аксессуары, изготовленные вручную — браслеты, кулоны, сумки, декорированные детали — сделанные из переработанных или нестандартных материалов. Многие зумеры создают украшения сами или поддерживают небольшие бренды и художников, производящих оригинальные (и модные) атрибуты. Такого рода вещи добавляют гардеробу самобытность и делают его неповторимым, поскольку каждый аксессуар несёт личный посыл и подчёркнуто индивидуален
Здесь никакого прогноза на 2025 год не дадим
Сюрпризы они на то и сюрпризы, чтобы выскакивать словно чёрт из табакерки. Что там вдруг бомбанёт в мире моды и стиля в будущем — предсказать сложно. А писать общие фразы типа — осознанность, креативность, индивидуальность, другое — скучно
ИИ-ТРЕНДЫ 2024-25
ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПЛАТФОРМЫ
Российские зумеры задействуют широкий спектр сервисов, удовлетворяющих их потребности в обучении, досуге и творчестве. Такие платформы охватывают разнообразные сферы интересов — от генерации контента — до помощи в обучении и аналитике. Они помогают поколению Z развивать навыки, заряжаться вдохновением и управлять собственным (и чужим) временем
Яндекс
Одной из наиболее популярных экосистем ИИ услуг среди молодёжи является Яндекс. Яндекс.Переводчик и Яндекс.Станция с голосовым помощником Алиса удобны и хорошо интегрированы с другими сервисами платформы. Яндекс.Музыка и Кинопоиск предоставляют пользователям персонализированные рекомендации, помогающие зумерам в выборе музыки и фильмов, тем самым мотивируя интерес поколения социальных сетей к культуре
Генераторы текстов
Для учёбы, решения творческих задач и общения поколение Z используют ChatGPT и другие текстовые боты. В частности, (неутомимый) ChatGPT помогает молодым людям в написании текстов, создании контента и подготовке проектов. А ещё российская молодёжь работает с Jasper и Writesonic. Это когда нужны материалы на разных языках и в разных стилях
Неформальный разговор
Приложение Replika предлагает поколению Z общение с искусственным интеллектом в неформальной среде. Оно для тех, кого заботит собственное ментальное здоровье. Replika позиционируется в роли “цифрового друга”, с которым можно поговорить о личных переживаниях или просто подискутировать на разные темы. Непринуждённая атмосфера Replika сделала её частью повседневного общения многих зумеров
Генераторы изображений
Midjourney и DALL-E (а ещё Leonardo, Freepic, другие) популярны среди молодых российских арт-директоров, дизайнеров и иллюстраторов. Прекрасный вариант воплощать свои идеи, не обращаясь к фотографам, стокам и CGI специалистам. Эти платформы помогают зумерам развивать и практиковать визуальный язык, создавая контент (например) для социальных сетей. Ну и черпать вдохновение в необычных (иногда странных) цифровых картинках
Рекомендации и анализ
Платформы вроде YouTube и TikTok используют ИИ для персонализированных рекомендаций и анализа предпочтений. Это помогает зумерам находить интересный контент и адаптировать поисковые алгоритмы под свои интересы. ИИ в YouTube и TikTok способствует зарождению трендов и обучает поколение Z — показывая им образовательный контент + всё самое актуальное из разных сфер интересов. Типа дайджест. В некоторых sci-fi сериалах сейчас даже фигурируют “дипломы университета TikTok”
Массивы данных
Среди молодых специалистов сейчас пользуются спросом сервисы для аналитики и работы с данными, такие как Tableau и DataRobot. Эти инструменты помогают поколению Z осваивать основы машинного обучения и анализа данных и — получив соответствующий опыт — реализовывать карьерные планы
Прогноз на 2025 год — гибриды
В будущем наберут популярность гибридные платформы, объединяющие текстовые, графические и аналитические возможности
Прогноз на 2025 год — персонализация
Платформы продолжат совершенствовать собственные алгоритмы, обеспечивая более персонализированный опыт. Это будет значить адаптацию под вкусовые предпочтения, эмоциональное состояние и уровень интеллектуальной подготовки. Персонализированные виртуальные помощники станут более многоплановыми и антропоморфными
Прогноз на 2025 год — учебные и профессиональные сервисы
Платформы для работы с big data и программные инструменты для машинного обучения — такие как DataRobot — станут доступнее и предложат расширенные функции для образовательных целей. Ожидается усиления интереса к профессиональным навыкам, связанным с ИИ, что позволит поколению Z лучше соответствовать современным требованиям рынка труда (проблема упоминается в начале статьи)
Прогноз на 2025 год — интеграция с VR и AR
На российском рынке начнут развиваться виртуальные и дополненные реальности, интегрированные с ИИ. Это даст поколению Z возможность использовать ИИ-инструменты для создания впечатляющих интерактивных визуальных эффектов. В будущем молодые люди смогут использовать ИИ для создания целых виртуальных миров. Это откроет новые горизонты в обучении, развлечениях и социальных взаимодействиях
ИИ В ЭТОМ ГОДУ
В 2024 году технологии на основе ИИ выступили катализатором значительных изменений в стиле жизни поколения Z. Ответная трансформация их поведения касается повседневных привычек и способов взаимодействия зумеров с окружающим миром. Самое поразительное в этих процессах — масштаб и скорость интеграции ИИ в сложившийся порядок вещей. ИИ стал частью быта, определяющей аспекты менталитета и поведения российской молодёжи 19-20 лет
Персонализация
Одним из существенных изменений под влиянием ИИ стала возможность персонализировать (практически) все аспекты жизни. Алгоритмы — использующиеся в социальных сетях, музыкальных сервисах, образовательных платформах и даже торговле — подстраиваются под вкусы и предпочтения пользователей. ИИ даёт поколению Z персонализированные рекомендации — в музыке, одежде, кино и учебных курсах — и делает это с учётом контекста, времени дня, настроения и эмоционального состояния клиента
Образование и самообучение
Молодёжь всё больше использует ИИ для образовательных целей. Персонализированные обучающие платформы с ИИ алгоритмами, такие как Coursera и Skillshare — или их российские аналоги — адаптируют учебные материалы к индивидуальному стилю занятий студентов. Чат боты и системы виртуальных ассистентов помогают зумерам справляться с домашними заданиями и готовиться к экзаменам. В результате самообучение становится проще и доступнее — что в определённой степени революционизирует подход к получению знаний
Творческая революция
В 2024 году генераторы контента дали поколению Z возможность реализовывать свои креативные идеи быстрее и проще. Молодые творцы применяют ИИ в создании цифрового искусства, музыки, текстов и видеоигр. Это делает творчество доступным и демократичным, стирая грань между профессионалами и любителями. Сегодня ИИ инструменты позволяют за секунды создавать произведения, ранее требовавшие значительных ресурсов и навыков, открывая двери в креативные индустрии тем, кто не владеет азами традиционной художественной подготовки
Автоматизация задач
ИИ стал незаменимым помощником в повседневной жизни. Для управления расписанием, совершения покупок и оптимизации хлопот по хозяйству, зумеры используют голосовые ассистенты типа Яндекс Алиса и Google Assistant. Подобные сервисы помогают поколению Z экономить время и усилия, освобождая ресурсы для более важных/приятных занятий. Взаимодействие с ИИ сегодня настолько привычно, что молодёжь даже не задумываются о том, что их домашние дела (оказывается!) уже автоматизировал ИИ.
Не путать с родителями
Ментальное здоровье
В 2024 году приложения вроде Replika начали играть заметную роль в поддержке ментального здоровья зумеров. Сегодня такие чат боты помогают молодым людям справляться с тревогой, стрессом и социальным давлением посредством неформального общения. Вообще, это происходит впервые, когда технологии ИИ оказывают (будем надеяться позитивное) влияние на эмоциональное благополучие пользователей
Прогноз на 2025 год — интеграция в карьерное развитие
В 2025 году ИИ станет играть важную роль в профессиональной сфере. Поколение Z будут использовать ИИ для поиска работы, составления резюме, подготовки к собеседованиям и повышения квалификации. ИИ инструменты для анализа данных и автоматизации задач будут применяться в IT сфере, маркетинге и финансах
Прогноз на 2025 год — расширение творческих возможностей
ИИ продолжит раздвигать границы творчества. В 2025 году молодёжь будет чаще использовать ИИ сервисы для создания музыки, кино, игр и модных коллекций. Это положит начало новым направлениям в искусстве и индустрии развлечений.
Хватит уже с нас постмодернизма!
Прогноз на 2025 год — виртуальные друзья и менторы
Чат боты и ассистенты станут ещё более “человечными”, играя значительную роль в жизни поколения Z. Виртуальные друзья и наставники будут предлагать пользователям полноценное общение. Это может привести к новому уровню доверия и — как обратная сторона медали — к новому уровню зависимости от цифровых ассистентов
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возвращаясь к рекламе
Так как же заполучить зумеров в качестве клиентов?
Перед глазами поколения Z — целый мир онлайн-информации. И они идеальные ценовые и ассортиментные бенчмаркеры. Зумеры бережливы, циничны и мгновенно распознают маркетинговые уловки. Они ожидают от брендов большего, чем миллениалы, и без колебаний похоронят рекламодателя в социальных сетях за (его) ошибки.
Им трудно что-либо впарить. И при этом, в течение ближайших лет, поколение Z станут крупнейшей потребительской (демографической) группой в истории. Это значит, что у брендов нет выбора — кроме как понять, что хочет поколение Z. Ну а дальше — постараться заслужить их доверие, став для молодёжи понятными и “прозрачными” производителями.
Торговым маркам придётся демонстрировать собственную аутентичность и становиться более “фиджитал”/phygital (Physical+Digital). То есть в правильных пропорциях сочетать физические и цифровые модели взаимодействий с поколением социальных сетей. Не понимая при этом до конца, что есть “правильные” пропорции, зато прекрасно понимая, что диалог с зумерами — это путь к транзакциям.
А деньги ещё никто не отменял
Племя листай-выбирай
Зумеры не вписываются в рамки традиционного маркетинга. Но они лояльны к брендам, делающим (в их понимании) всё правильно. До сих пор ни одна группа потребителей (с покупательной способностью, Альфы пока не в счёт) не росла настолько подкованной в цифровых технологиях, как поколение Z. Вместо гувернанток у них были экраны с миром информации на кончиках пальцев. Этот опыт — помноженный на неизменный скептицизм зумеров — делает их крепким орешком для продажи им чего-либо онлайн — в их естественной среде обитания. Выросшие за просмотром “бесконечной” полки с товарами онлайн, поколение Z любят всё сравнивать. А сравнив, выбирают производителей, предлагающих широкий выбор опций, кастомизацию и чувство (некой) общности. Зумеры в принципе менее лояльны к брендам (по сравнению с другими возрастными группами,) но зато они готовы выступить сторонниками производителей, демонстрирующих (некую) аутентичность и искренность
Дружеские встречи у огня
Подвергнувшись избыточному воздействию нескончаемого потока контента на крупных социальных платформах, зумеры ищут убежища в индивидуальных онлайн-сообществах и впечатлениях. Поэтому брендам не следует продолжать рассматривать маркетинг как некую презентацию, с которой они “вещают на всю округу”. Скорее, каждый раз как камерную беседу, позволяющую потенциальным клиентам связываться с торговой маркой на почве их собственных уникальных предпочтений и особых интересов. Поскольку поколение Z создают под себя микро-социальные сети и уютные домашние пространства, бренды (из тех, кто поумнее и посообразительнее) встречаются с зумерами там, развивая нишевые сообщества, стимулирующие вовлеченность в миры торговых марок и — как следствие — увеличивающие продажи
Зумерские Зорро
Поколение Z строго наказывают (бойкот, осуждение, закапывают заживо в социальных сетях) бренды за лицемерие, хвастовство и ложную рекламу. Они предпочитают лейблы с открытым и даже уязвимым стилем. Зумерам нужны торговые марки, близкие им по духу, предлагающие откровенный разговор и слышащие собеседника. Бизнесу — если он, конечно, хочет наладить с ними контакт — следует (скрепя сердце) принять (понять и простить) своеобразный стиль самовыражения поколения Z, пронизанный нефильтрованной аутентичностью. Ну а что с них взять? Зумеры — они чуткие, прагматичные, циничные, находчивые, умеют себя защитить и не по возрасту зрелые
Короче
Люди постарше карикатурно изображают зумеров в виде сборища неуравновешенных “снежинок” и “клубничек”, олицетворяющих излишества эпохи социальных сетей. Но эти наши цифровые аборигены — они нечто гораздо большее. Поколение Z вышло из всех этих “удивительных и неповторимых” событий (последних лет) стойкими, прагматичными, самостоятельными и готовыми к сотрудничеству. Компании/бренды, игнорирующие их, делают это на свой страх и риск.
Ну или на свои слабоумие и отвагу
FIN
*Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ